Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Энгельса, 40 г

Телефон

8 (47346) 2-13-74

Эл. почта mdou-anna-7@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Адрес: Воронежская область, п.г.т. Анна улица Энгельса 40г
Телефон: 8 (47346) 2-13-74
Эл. почта: mdou-anna-7@yandex.ru

Из опыта работы

Год от года наша жизнь становится всѐ динамичнее, поражая темпами роста технического прогресса. И вот мы уже сталкиваемся с немыслимыми ранее проблемами, справиться с которыми, опираясь лишь на прежний опыт, невозможно. К проблемам такого рода относится и экологическая тематика, преподносящая нам такие сюрпризы, как трансгенные продукты, загрязнение рек, водоѐмов, атмосферы, санитарно-эпидемиологическое неблагополучие городов. Самое тревожное в этом то, что «грязная» экология города в первую очередь отражается на здоровье детей. Необходима новая стратегия развития человечества, основанная на кардинальном изменении системы ценностей и картины мира в сознании людей. Нужна эффективная система экологического образования детей, начиная с раннего возраста.
Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе и окружающим людям встала весьма актуальной в последнее время. В наше время наблюдается процесс отчуждения человека от природы, который проявляется в разных формах. А ведь ребѐнок должен иметь возможность вздохнуть запах цветка, потрогать дерево, листок, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайну природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребѐнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребѐнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Осознавая всю важность обозначенных проблем, педагогический коллектив нашего ДОУ ведѐт большую работу по экологическому образованию подрастающего поколения. Наш детский сад - это зелѐное царство среди городской суеты, где созданы все условия для приобщения ребѐнка к миру природы, еѐ загадкам и ценностям. Системная работа с детьми по экологическому воспитанию ведѐтся в рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.А.Васильевой), направленной на формирование у дошкольников универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Педагоги ДОУ используют в работе с детьми по экологическому воспитанию также специализированные, парциальные программы по экологическому образованию: «Наш дом - природа»
Н.А.Рыжова, «Юный эколог» С.Н.Николаева, «Мы» Н.Н.Кондратьева. Приоритет был отдан именно этим программам, так как они имеют достаточно полное методическое обеспечение. Использование данного материала позволяет системно, последовательно донести до детей знания об экосистеме. В соответствии с программой были определены: цель и задачи работы педагогов с детьми в данном направлении. Главной целью экологического образования детей в нашем ДОУ является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности; создание комфортных условий для прогулок детей, благоустройство и озеленение прогулочных площадок, создание ландшафтной зоны с названием «Детский сад». В соответствии с этим выделяются основные задачи экологического образования:
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие еѐ красоты и многообразия;
-формирование знаний о природе;
-развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за еѐ сохранение. Цель и задачи определены в соответствии с ориентированной программой; используются с учѐтом возрастных особенностей мыслительных процессов детей и опорой на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
При организации работы в ДОУ по экологическому воспитанию педагоги учитывают региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса (материально-техническое, научно-методическое), связь с социумом. При построении данной системы работы по экологическому образованию дошкольников учитывались следующие принципы:
-краеведение;
-системность;
-научность и доступность понятий;
-диагностичность;
-дифференциация;
-природосообразность.
Взяты направления экологического образования:
-развитие элементарных естественнонаучных представлений;
-развитие экологической культуры у детей;
-развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Для того чтобы процесс обучения был достаточно эффективным, мы соблюдаем преемственность между отдельными знаниями. А также постоянно поддерживаем связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности - изобразительной, музыкальной, чтением художественной литературы, трудом и т. д. Данный подход к организации
педагогического процесса заключается в следующем: педагоги формируют у детей экологические понятия, то есть подходят с разных сторон, вовлекая детей в активный познавательный процесс, возвращаясь к одному и тому же понятию многократно, и каждый раз рассматривают его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами. Воспитатели ДОУ в работе с детьми используют целый ряд понятий, к которым относятся: природа, забота, ответственность, сопереживание, сочувствие, щедрость, бережливость, любовь, доброта, счастье, красота и др.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом встаѐт трудная задача - построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Педагоги ДОУ реализуют интегрированный подход в экологическом обучении и воспитании детей: разработки занятий включают наблюдения, экскурсии, обучающие игры, исследовательские эксперименты. Главная цель непосредственной образовательной деятельности педагогов с детьми: не передача знаний от педагога к ребѐнку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. Для этого педагоги:
-делают разнообразной структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей;
-используют многообразие натурального наглядного пособия, практическую и опытническую деятельность детей;
-для снятия умственной напряжѐнности применяют физкультминутки, динамические паузы, игры с природоведческим содержанием;
-используют самостоятельную работу детей: решение проблемных задач и ситуаций. Чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей организуется интересная мыслительная деятельность. В этом помогают нетрадиционные занятия: занятие-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра. На занятиях также широко используются:
-блиц-опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы):
-проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть» новое знание;
-практическую и поисковую деятельность;
-игровые приѐмы. При разработке занятий (структуры, содержания) педколлектив, прежде всего, исходит из требований программ и интересного содержательного окружения.
Помимо известных форм обучения практикуется: решение логических и экологических задач, проведение природоведческих конкурсов и праздников. Широко используются модели, создаются проблемные ситуации, а также используются иные формы работы, которые соответствуют возрастным
особенностям ребѐнка и способствуют его познавательной активности. На занятия вносятся только ключевые вопросы; основная же масса сведений даѐтся детям в форме обычного нерегламентированного разговора педагогов с детьми, а также в ходе практической деятельности ребѐнка, как это бывает в обыденной жизни. Знания даются детям малыми дозами через все виды деятельности, включая, свободные. Не исключают педагоги и краеведческий аспект обучения на занятиях по экологическому воспитанию. Дети учатся на примерах среды нашего ближайшего окружения, природы нашего края, используя самые обычные предметы и объекты.
От экологической ситуации в регионе, стране в целом, и даже в конкретном доме во многом зависит наше здоровье. Поэтому на занятиях по экологическому воспитанию детей, педагоги выделяют темы, связанные с экологически безопасным поведением детей и взрослых, объясняя, что состояние атмосферы зависит от действия каждого из нас, даже ребѐнка. Важно не давать детям готовых рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов, подводить ребѐнка к собственным выводам и заключениям. Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришѐл в гости в природу - не делай ничего, чтобы счѐл неприличным сделать в гостях» (Д.Л.Арманд).
Для проведения занятий по экологическому воспитанию педагоги используют:
1) Наглядные пособия:
-натуральные объекты живой и неживой природы;
-иллюстративные пособия;
-вспомогательные приборы и оборудование.
Натуральные объекты неживой природы - виды почв, горные породы и минералы, полезные ископаемые. Натуральные объекты живой природы - растения и животные, окружающие ребѐнка, и разнообразные гербарии, собранные самими детьми, а также растения, выращенные ими.
2) Иллюстративные пособия нескольких видов:
-объѐмные (модели, макеты, муляжи и др.);
-плоскостные (картины, фотографии, слайды, таблицы);
-рабочие тетради и дневники наблюдений;
-картографические учебно-наглядные пособия.
3) Вспомогательные пособия:
-микроскоп и различное лабораторное оборудование для проведения опытов;
-ТСО.
На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями имеются «уголки» леса, луга, огород и цветник.
Решению задач экологического образования способствует знакомство с художественной литературой - важнейшее направление педагогической
работы в ДОУ, которое влияет на умственное и эстетическое развитие ребѐнка; выразительность и образность его речи. Знакомя дошкольников с
литературными произведениями различных жанров, посвящѐнных природе, воспитатели обращают внимание на особенности представителей фауны других регионов, объясняют сходство и различие среды обитания родственных видов животных в разных климатических зонах. При выборе произведений о животных и птицах в первую очередь педагоги ДОУ использую литературу, рекомендованную программой «Детство».
Экологическое образование детей требует наличия определѐнной базы:
-уголок живой природы;
-растительный мир на участке;
-учебно-наглядные пособия для проведения занятий. Коллектив ДОУ считает, что одним из важнейших условий реализации экологического образования является правильная организация предметно-развивающей среды. «Среда развития ребѐнка - важнейший компонент дошкольного учреждения» (Р. Стѐркина). Во всех группах ДОУ оформлены экологические центры. Центры располагаются в групповых комнатах на подиумах различной высоты и формы. Подиумы многоступенчатые. Экспонаты экологических центров размещены на этажерках, ступеньках, полочках, в шкафчиках. Педагогами ДОУ созданы условия, способствующие:
-познавательному развитию ребѐнка (мини-лаборатории, зоны коллекций, дидактических игр);
-эколого-эстетическому развитию (выставки, альбомы, картины);
-оздоровлению ребѐнка (фиточай, закаливающие процедуры на воздухе);
-формированию нравственных качеств ребѐнка (наличие уголков природы). Всѐ это даѐт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребѐнка. В каждой возрастной группе есть уголки природы, в которых размещены природные объекты для ухода и наблюдений за ним: аквариум, комнатные растения. «Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы ДОУ» (М.М. Марковская). Выращивание растений в группах и содержание живых существ в группах позволяют воспитателям организовать длительное наблюдение за ними. Большое влияние на развитие ребѐнка оказывает возможность постоянно общаться с живыми существами и заботиться о них. В уголке природы размещены календари природы, содержание которых меняется в зависимости от возраста детей. В зависимости от возраста детей меняется степень самостоятельности дошкольников. А работа в мини-лабораториях даѐт возможность ребѐнку проявить максимальную познавательную активность. Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даѐт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.
В качестве структурных компонентов экологических центров выделены следующие:
-комнатные и искусственные растения;
-сезонные растительные объекты - зимний огород;
-объекты животного мира - рыбки и улитки в аквариуме;
-лабораторный материал, календарь природы, макеты, коллекционные материалы. Педагоги ДОУ используют для углубленного ознакомления детей с природой такие элементы пространственной среды, как огород, сад, с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с фруктовыми деревьями, кустарниками, овощными культурами, их значением. В ДОУ существует два вида огорода: огород во дворе детского сада, мини-огород на окнах. Огороды на окнах используются для наблюдения, выращивания рассады. Кроме того, в ДОУ есть сад и огород, где дети работают, выполняя трудовые обязанности: сажают, рыхлят, поливают, пропалывают грядки, участвуют в уборке урожая. «Человек никогда не полюбит труд, если в детстве он не вооружился красотой будничной жизни» (В.А.Сухомлинский).
В каждой возрастной группе в соответствии с программными требованиями, возможностями и способностями детей оборудованы экологические центры, которые включают:
-зимний огород - посадки лука, овса;
-животный мир - аквариум с крупными улитками и яркоокрашенными рыбками;
-лабораторный материал для экспериментов - песок сосуды для воды, наборы игрушек; бумага разного цвета и плотности; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, фольга разного цвета, предметы;
-простейшие приборы: лупы, «волшебные» очки - цветные «стекляшки» (из пластмассы); «ящик ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек); «тѐплые» сосуды (для упражнений с водой разной температуры);
-дидактические игры - «Найди пару», «Шумящие коробочки» (с семенами или природным материалом разного размера, издающие разные звуки; задача ребѐнка - подобрать похожие по звучанию; «Найди одинаковые», «звонкие бутылочки» (ѐмкости, заполненные разным количеством воды и подвешенные к опоре; если по ним стучать, издают разные по тональности звуки); различные игры-вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов;
-календарь природы - из 2-4 страниц (картина с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами),
-макеты (плоскостные и объѐмные) - «Кто живѐт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растѐт на лугу»;
-музѐйные и коллекционные материалы - семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы.
Экологический центр средней группы:
-комнатные растения - 3-4- вида;
-искусственные растения - для сравнения и выделения признаков живого;
-сезонные растительные объекты - зимний огород (посадки лука, петрушки, укропа, овса), сезонные декоративные растения в композициях - букетах;
-животный мир - обитатели аквариума;
-лабораторный материал - земля, глина; разного цвета мел; оборудование для игр, экспериментов с водой, снегом, льдом; краски; мука, крахмал, соль, сахар; приборы - песочные часы, весы, компас, термометры;
-календарь природы - картины сезона, модели года и суток.
Экологический центр старшей группы.
-комнатные растения - к растениям средней группы добавляются 2-3 новых вида;
-искусственные растения - для сравнения и выделения признаков живого; сезонные растительные объекты - зимний огород (посадки лука, петрушки, укропа, овса), сезонные декоративные растения в композициях - букетах;
-животный мир - обитатели аквариума;
-лабораторный материал - разнообразные приборы (лупы, часы, весы, термометры, микроскоп, фонарики);
-цветные очки, линзы, магнит, резина;
-безопасная лабораторная посуда (сосуды, воронки);
-оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей, фруктов;
-календарь природы (более сложный, чем в средней группе);
-макеты природных ландшафтов разных регионов - Арктики, пустыни, тропического леса, моря;
-музейные и коллекционные материалы - почва, семена, плоды, шишки, камни, мел, древесина, перья птиц, изделия из дерева.
Экологический центр подготовительной группы.
-комнатные растения - к имеющимся в старшей группе добавляются 3-4 вида;
-искусственные растения - сезонные композиции, выполненные в разных художественных стилях с использованием природного и искусственного материала;
-сезонные растительные объекты - зимний огород, разнообразные экологические и эстетически ценные водные растения в аквариуме;
-животный мир - аквариум с его обитателями, террариум с черепахой;
-лабораторный материал - к материалу старшей группы добавляются «печатки» из пробки, моркови, картофеля; копировальная бумага разного цвета для экспериментирования;
-календарь природы - сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; модели календаря наблюдений за птицами;
-макеты - к макетам старшей группы добавляются макеты сезонных ландшафтов;
-музейные и коллекционные материалы - репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (грибы, мхи, кора деревьев, плоды и семена, шишки).
В групповых комнатах ДОУ также выделены специальные уголки, где дети могут найти различные картины, книги, фотографии, игрушки, оборудование, вещества, напоминающие ему о той или иной экологической теме. В свободное время дети используют такой уголок для самостоятельных игр. Проводятся игры экологического и краеведческого содержания. Помимо игровой деятельности дети вовлекаются в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Такая работа проводится в мини-лабораториях старшей и подготовительной групп, которые оборудованы для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности. В лабораториях дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения по различной тематике. В качестве оборудования используются бросовые, упаковочные материалы разного размера и формы и др. «Исследования представляют ребѐнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а знание, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго» (Н.А.Рыжова).
Труд в природе - неотъемлемая часть ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последнее время и экологического образования, активно применяющегося в практике работы нашего ДОУ. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даѐт радость дружбы, развивает любознательность, открывает новую красоту в окружающем мире» (В.А.Сухомлинский). Педагоги ДОУ подходят к организованной трудовой деятельности с позиции вариативности, предлагая детям различные еѐ виды:
-уход за комнатными растениями;
-работа на огородах разного типа, в цветнике;
-содержание в порядке территории ДОУ;
-экономное природопользование;
-подкормка птиц.
В процессе труда дети применяют на практике свои знания, приобретают новые, наглядно убеждаются в существовании в природе различных взаимосвязей. У ребѐнка формируются необходимые навыки ухода за живыми организмами, чувство ответственности за них.
Педагоги ДОУ придают экскурсиям большое значение в экологическом воспитании дошкольников. Прогулки в природу дают возможность педагогам познакомить детей с разнообразием растений, птиц, животных; связями, которые существуют между ними. Кроме того, такие походы имеют для детей оздоровительный эффект. На экскурсиях происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разное время года; дети учатся ориентироваться на местности. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии уделяется организации деятельности детей. Для ознакомления дошкольников с природным миром предусмотрено большое количество практических работ. Практические задания дают возможность детям усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логически закономерности окружающего мира. Такое окружение способствует глубокому усвоению знаний о природе. Используя при разработке содержания экскурсий разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире, педагоги ДОУ создают наглядный и интересный для детей материал. Постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского восприятия и мышления, создаѐт благоприятное условие для развития познавательного интереса. Основное внимание детей на экскурсиях педагоги направляют на установление признаков сезона: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и состояние растительности. В старшей группе на занятиях используется материал, который дополняет знания, ранее усвоенные. Постепенные наблюдения дают возможность раскрыть несложные биоценологические связи в мире природы. «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтоб сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать» (М.Пришвин). Близкий контакт с природной средой
создает психа - физиологическую гармонию благодаря благотворному влиянию солнечного света, комфортному повышению влажности воздуха среди цветов, трав и деревьев.
Свои наблюдения, чувства, эмоции, полученные от общения с природой, дети отражают в рисунках, поделках, аппликациях. Большой интерес вызывает у детей и составление сказок, рассказов, где главными героями являются животные, птицы, растения. При этом они вспоминают, что видели во время наблюдений, экскурсий. Творчество воспитателей в оформлении рисунков не ограничено. «Необходимо открыть ребѐнку книгу природы, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к художественной красоте природы» (В.А.Сухомлинский).
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении. Очень важно привлекать к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей их родителей. Именно семья даѐт детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Педагоги говорят: «
Семья как среда развития личности оказывает огромное влияние на формирование у ребѐнка основ экологического мировоззрения» (Н.А. Рыжова). Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития в ДОУ создано детско-взрослое сообщество (педагоги-дети-родители). Совместно с родителями практикуются: экологические праздники, развлечения, природоохранительные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим большое значение, воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как сами в нѐм участвуют, как организуют и беспокоятся. Участие дошкольников в данных мероприятиях способствует формированию осознанно-правильного отношения ребѐнка к природе ближайшего окружения. Формы организации воспитания дошкольников позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе, поупражнять в применении правил поведения в лесу, в парке, на лугу; воспитать духовные, нравственные и волевые качества, дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие и инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, настойчивость, выдержку и коллективизм.
Мир у порога нового века. Каким он будет, во многом зависит, от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей - будущих созидателей новой жизни. Мы даѐм ребѐнку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество, и осуществляется это в едином непрерывном процессе воспитания, развития, обучения. Уроки экологии, прививаемые детям, не пройдут для них бесследно. Общаясь с природой, дети развивают свои творческие способности; учатся дружить, доброжелательно относиться к людям, животным, растениям, замечать красоту вокруг себя и приумножать прекрасное. И, возможно, кто-то из сегодняшних воспитанников ДОУ выберет в будущем профессию - защищать Землю.

Наверх