Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Энгельса, 40 г

Телефон

8 (47346) 2-13-74

Эл. почта mdou-anna-7@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Адрес: Воронежская область, п.г.т. Анна улица Энгельса 40г
Телефон: 8 (47346) 2-13-74
Эл. почта: mdou-anna-7@yandex.ru

«Инклюзивное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения на примере детей с расстройствами аутического спектра»

Подготовила: Студеникина Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

Дошкольный возраст – важнейший период в оказании психолого-педагогической помощи, от успешности которой в этот временной отрезок зависит не только приобретение знаний и умений, но и социально-эмоциональное развитие, адаптация к окружающей среде, а также возможность успешного перехода к школьному обучению.

Многие специалисты (воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи, методисты и др.), работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают. Что некоторые современные дети имеют особенности психофизического развития; всё чаще в дошкольную группу попадают дети с трудностями в поведении, осложняющими процесс их воспитания и обучения. Многие исследователи указывают на увеличение количества детей с аутическими тенденциями в поведении.

Внешние проявления синдрома детского аутизма следующие:

  • предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации. Характерные трудности установления глазного контакта.
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками.
  • особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее

  коммуникативной функции

 

 

Расстройства аутического спектра чаше встречаются у мальчиков, чем у девочек (6 : 1). Около 75% детей с расстройствами аутического спектра к младшему школьному возрасту имеют интеллектуальную недостаточность. Примерно 25% аутичных детей имеют нормативное или превышающее средние показатели интеллектуальное развитие. При этом у детей отмечается неравномерность психического  развития (опережающее развитие одних функций и процессов сочетается с задержкой развития других). Эмоциональные нарушения и расстройства аутического спектра могут являться отдельными расстройствами, а могут осложнять и другие нарушения в развитии (нарушения речи, задержку психического разввития и др.). Расстройства аутического спектра выражаются по-разному, наблюдаются значительные вариации как в состоянии разных детей, так и в состоянии одного и того же ребёнка с течением времени. При этом выделяются особенности, типичные для всех детей.

Существует три составляющие расстройства аутического спектра.

  1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. Проявляются как активное или пассивное избегание контактов с окружающим миром, их нарушение (ребёнок «не чувствует дистанции», настойчиво обращается к окружающим со стереотипными вопросами или произносит монологи на определённые темы, не интересуясь реакцией окружающих).
  2. Нарушения речевой и не речевой коммуникации, задержки и искажении речевого развития. В состоянии речи аутичных детей отмечается много вариантов, от мутизма (молчание, отказ от речевого общения) до формально достаточного речевого развития. Имеют значительные ограничения в понимании жестов и мимики других людей. Характерно нарушение зрительного контакта.
  3. Ограничение спектра деятельности и интересов. Могут проявляться в виде стереотипий. Стереотипные действия часто бывают направлены на приглушение неприятных впечатлений и тонизирование себя приятными повторяющимися впечатлениями. Это связано с особенностями сенсорного восприятия ребёнка, которые проявляются как в повышении, так и в снижении чувствительности к запахам, звукам, в непереносимости определённых предметов или в «очарованности» ими.

Особенности психического развития аутичных детей приводят к тому, что в дошкольном возрасте у них отмечаются стойкие трудности в воспитании и обучении. Ребёнок испытывает значительные сложности во взаимодействии, что негативно сказывается на самой возможности воспитания и обучения и в большинстве случаев обуславливает отставание в психическом развитии. Трудности изменения поведения в соответствии с требованиями окружающего мира, нарушения коммуникации, быстрое закрепление негативных впечатлений оказываются отрицательными факторами, осложняющими процесс усвоения организационных требований ДОО (ребёнок неадекватно реагирует на их изменения, не может в общепринятой форме сообщить о своих затруднениях другому человеку, попросить помощи, задать вопрос и др.). Поэтому у таких детей легко возникают поведенческие нарушения, которые проявляются в агрессии (самоагрессии; генерализованной агрессии; агрессии, направленной на другого человека), нарастании аутостимуляций (настойчивых, стереотипных вызываний сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела) как способов заглушить неприятные впечатления, в негативизме.

У детей с РАС имеется ряд особенностей, значительно затрудняющих процесс адаптации, поэтому этот период следует планировать заранее.

  1. Изучить медицинскую документацию, чтобы ознакомииться с результатами медицинских исследований в том числе определение отсутствия тех или иных обследований, важных для понимания состояния ребёнка, с получаемой им медикаментозной терапией.
  2. Знакомство с семьёй позволяет получить важные сведения об особенностях семейного воспитания, определить задачи, форму, методы, приёмы и содержание занятий в адаптационный период. Проведение анкетирования родителей, бесед, наблюдения за взаимодействием близкого и ребёнка помогает получить общие сведения о ребёнке, о том кто из близких больше с ним занимается, с кем общается; узнать о поведении ребёнка дома, особенностях режима дня, наличии проблем со сном и с питанием, особенностях общения и взаимодействия, получить первичное представление об уровне его психофизического развития.
  3. Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребёнком. Необходимо, чтобы первичное взаимодействие с ребёнком осуществлялось специалистом, в дальнейшем непосредственно участвующим в адаптации ребёнка к ДОО. В процессе наблюдения выявляются особенности поведения и деятельности (как передвигается по помещению, какими предметами интересуется и как действует с ними); особенности контакта с членами семьи, как взаимодействует с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность, ориентируется ли на речь и пр.); некоторые особенности психического развития (как долго может заниматься интересным делом, есть ли колебания настроения, каков темп собственной деятельности). Направленное наблюдение позволяет сделать предположение о форме и содержании занятий для ребёнка в течение дальнейшего адаптационного периода.
  4. Психолого-педагогическое обследование ребёнка. Направлено на определение стартового уровня сфомированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной, ведущей деятельности), также уровня владения способами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест, подражание, показ, образец, речевая инструкция). Педагогическое обследование проводится педагогом-дефектологом или психологом, когда ребёнок начинает посещать ДОО. Основным методом изучения ребёнка с РАС является наблюдение поведения в процессе выполнения предложенных заданий, а также в свободных ситуациях. Обследование может быть осуществлено в течение нескольких дней, а может быть завершено по истечении нескольких недель.

В ходе педагогического обследования определяются и уточняются индивидуальные особенности, уровень социально-эмоционального, физического, познавательного, речевого развития, психологических новообразований возраста, потенциальные возможности обучения, развитию ведущей и типичных видов детской деятельности.

Опираясь на данные, полученные в ходе обследования ребёнка, контакта с родителями, медицинскую документацию, на рекомендации, полученные из учреждений. Ранее оказывающих помощь ребёнку и его семье, психолого-педагогическую документацию, отражающую особенности психофизического развития ребёнка и динамику его состояния с момента начала оказания помощи при включении ребёнка с РАС в дошкольную группу необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут. Он позволит реализовать их право на получение качественного образования. главной целью которого является максимально возможная социальная адаптация и самореализация. ИОМ определяется исходя из особых образовательных потребностей ребёнка, индивидуальных особенностей и возможностей.

Дети с РАС отличаются нарушением поведения, поэтому занятия рекомендуется проводить индивидуально. Имеются определённые требования к организации и содержанию работы.

  1. Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следует опираться на сильные стороны в развитии ребёнка, имея в виду зону актуального и ближайшего развития. Опираться на интересы ребёнка в процессе планирования коррекционно-развивающих занятий. Выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребёнка, но не использовать в занятии уже знакомые. Во многих случаях, при отказе выполнить то или иное задание, постепенно включать ребёнка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.
  2. Требования к структуре занятия и предлагаемым заданиям. Занятие должно иметь понятную для ребёнка постоянную структуру. Оно должно быть сбалансированным (чередование по сложности, видам деятельности, наличию собственной мотивации). Задание должно подходить для того. Чтобы его можно было выполнять за столом, оно должно быть новым для ребёнка и одновременно учитывать его особые интересы.
  3. Приёмы, виды помощи, применяемые на занятии. При проведении занятия особая роль отводится выбору формы помощи ребёнку. В начале педагог может оказывать избыточную помощь или выполнять действие за ребёнка, предлагая выполнить только последнюю его часть. Постепенно помощь сокращается и видоизменяется, происходит плавный переход к самостоятельности ребёнка при выполнении задания. Сформированные на коррекционных занятиях навыки должны отрабатываться и закрепляться в разных ситуациях: в процессе свободного нахождения ребёнка в группе.
  4. Требования к предметно развивающей среде. Необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими характеристиками, значимыми для ребёнка. У многих аутичных детей, как правило, есть любимые игры, связанные с получением впечатлений. Которые захватывают ребёнка полностью. При этом он имеет четкие представления, как все должно происходить, и в такие моменты не может взаимодействовать со взрослым и не принимает ни каких изменений. Более того, вмешательство взрослого в большинстве случаев вызывает негативизм и агрессию. Поэтому важно выбирать задания по аналогии с любимыми играми. Большое значение для развития восприятия отводится включению предметов натуральной наглядности, что позволяет избежать формального усвоения материала (возможность покормить рыбок в аквариуме, действовать с яблоком – с настоящим фруктом, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото).

Конечной целью посещения ДОО ребёнком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности, что важно для обучения в школе. При этом мы не рассматриваем это обучение как самоцель. Безусловно, среди детей с РАС есть дети, которым сложно усваивать учебный материал, находясь среди других детей, а значит, должны существовать разные варианты школьного обучения, в том числе индивидуальное и дистанционное. Однако посещение детского сада для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья становится важной ступенькой, позволяющей входить в мир других людей. Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации сложно переоценить.

 

 

Литература.

  1. Браткова М., Караневская О. «Специфика включения ребёнка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутического спектра) / ж. «Дошкольное воспитание» №2, 2015 г. стр.76.
  2. Браткова М. «Особенности проведения подготовительного этапа периода адаптации ребёнка с расстройствами аутического спектра к ДОО// ж. «Дошкольное воспитание» №3, 2015 г., стр.76.
  3. Браткова М., Караневская О. «Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра в условиях ДОО»// ж. «Дошкольное воспитание» №5, 2015г., стр.76.

 

Наверх