Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Энгельса, 40 г

Телефон

8 (47346) 2-13-74

Эл. почта mdou-anna-7@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Адрес: Воронежская область, п.г.т. Анна улица Энгельса 40г
Телефон: 8 (47346) 2-13-74
Эл. почта: mdou-anna-7@yandex.ru

«Эмоциональная поддержка детей в образовательном процессе дошкольных организаций»

Подготовила: Максименкова О. С., воспитатель

Эмоциональная поддержка - это технология образования, отличающаяся от традиционных педагогических технологий тем, что осуществляется именно в процессе взаимодействия взрослого с ребенком и предполагает создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания, принятие ребенка. Технология эмоциональной поддержки действенна тогда, когда необходимо прийти на помощь, предотвратить негативные личности проявления, потерей желания действовать, созидать и твори.

Для дошкольников этот вид поддержки необходим. Ребёнок меряет жизнь эмоциями. Они оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, различные уровни познания и отражения действительности.

В эмоциональной поддержки не менее важна, чем все другие потребности ребёнка, в частности его потребности в признании, успешности, общении. Она особо значима в работе с детьми, поведение которых осложнено внешними и внутренними причинами, вызывающими негативные личностные проявления: неуверенность, тревожность, агрессивность.

Эмоциональную поддержку целесообразно осуществлять в двух видах.

1.Поддержка детей, обусловленная устойчивым или внезапно возникшим психоэмоциональным состоянием ребёнка. Тревожность, неуверенность, замкнутость, конфликтность поведения, несдержанность. Данный вид эмоциональной поддержки имеет место во время бытовых режимных моментов , на прогулках , в процессе осуществления разных видов деятельности.

2.Эмоциональная поддержка ребёнка в процессе решения образовательных задач. Данный вид поддержки основывается на обращении к детской эмоциональности, жизненному опыту детей, обеспечивающему эмоциональную включенность в разные виды деятельности.

Варианты оказания поддержки детей.

Предвосхищение, авансирование успешного результата. Воспитатель выражает свою убежденность в том, что ребёнок обязательно справиться с поставленной задачей, и внушает ему уверенность в своих силах и возможностях: «У тебя обязательно получиться», «Я не сомневаюсь, что твои рисунки будут удачными».

Личностно ориентированное информирование ребёнка о способах поведения в деятельности. Помогает ребёнку избежать неудачи, сложности в выполнении работы, организации деятельности. Достигается путём пожелания, ненавязчивой помощи: «Возможно, лучше всего начать с…».

Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность, сомнения, робость, боязнь проявления активности и негативной оценки окружающих. Данный вид эмоциональной поддержки возможен в следующих вариантах: «Очень удачно у тебя получилось…».

Мотивированность действий, поведения. Показывает, ребёнку ради чего совершается эта деятельность, на кого направлена. Для этого можно использовать следующие слова: «Без твоей помощи детям не обойтись», «Я надеюсь, что все будут участвовать в соревнованиях».

Персональная исключительность. Обозначает важность усилий каждого ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Воспитатель может использовать в этом случае следующие варианты обращений: « Только к тебе я могу обратиться с этой просьбой».

Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий, способов поведения. В речи воспитателя могут использоваться следующие слова: «Уверенна, что все примут участие в этом деле», «Надеюсь, что не только девочки, но и мальчики окажут мне помощь…».

Высокая оценка фрагментов работы. Помогает эмоционально пережить успех отдельных действий, части выполненной работы: «Тебе особенно удалось…»,   «Больше всего в твоей работе мне понравилось…». Данный вид поддержки целесообразно использовать в единстве с эмоционально окрашенными действиями, экспрессивными проявлениями педагога. Например, побудить неуверенного ребёнка к выполнению действия объятием, рукопожатием; проявить радость, приятное удивление по поводу даже незначительных успехов детей, можно аплодисментами. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений: выразительными жестами, яркой мимикой, телодвижениями.

Эмоциональная поддержка  в процессе решения образовательных задач реализуется с помощью методов, которые в единстве образуют методы эмоционального воздействия. Они относятся к числу специфичных и в то же время универсальных методов. К специфичным  эти методы относятся потому, что направлены  на пробуждение эмоций, актуализацию отношения детей к объектам познания, ценностям жизни, культуры. Универсальными методы являются  потому, что могут использоваться при осуществлении всех видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия. Сущность его заключается в побуждении детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорную сферу личности – на процессы ощущения и восприятия. В начале деятельности метод эмоционально – сенсорного воздействия используется в качестве настроя, создания эмоционально насыщенной атмосферы, расположения к общению, наблюдению за объектом, практическими действиями. Например, в начале познавательно – исследовательской деятельности на тему «Что нам осень принесла» воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вдохнуть аромат  различных овощей и фруктов. В процессе осуществления деятельности метод используется в качестве побуждения к переживанию в ходе совершаемых действий, изложения познавательного материала. Достаточно  широко этот метод может использоваться в художественно – речевой деятельности.

Данный метод может логично вписываться и в завершающую стадию осуществления деятельности в качестве эмоционально окрашенной оценки действий детей, перспективных направлений дальнейшего изучения данного явления, процесса.

Метод контрастного сопоставления основан на механизме эмоциональной дифференциации – пробуждения противоположных эмоций с целью развития эмоционально - целостного отношения к познаваемым объектам, социальным явлениям, способам действий. Он вводится в качестве способа эмоциональной поддержки детей, начиная со среднего возраста. Важную роль играет побуждение детей к инверсионным действиям (действиям наоборот). Побуждение к инвертированию выступает в качестве способа общения педагога с детьми, средства, обеспечивающего заинтересованный диалог. Инверсионные действия могут носить как словесную, так и сюжетно – двигательную форму. Например, в процессе обогащения представлений детей о культуре поведения можно предложить  оценить размещённые на стенде изображения поступков, которые демонстрируются как культурные и очень полезные. Успешность использования метода контрастного сопоставления  во многом зависит от наличия  у педагога опыта выразительной передачи настроения героев, владения словарём эмоциональной лексики, умения пробуждать противоположные эмоции через сопоставление поступков, выбор способов поведения.

Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, пробуждающей  эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику  образования, начиная  со среднего дошкольного возраста. Сущность метода заключается в том, что воспитатель пробуждает  у детей эмоциональные реакции через репрезентацию субъекту эмоциональных состояний другого, идентификацию себя с другим. Проникаясь чувствами другого (литературного персонажа, сверстника, объекта живой природы), дети некоторое время живут и действуют, ведомые соответствующими эмоциями. В результате переживания эти эмоции начинают связываться с конкретным поступком, событием, явлением. Например, в процессе наблюдения за зимующими птицами воспитатель через сопереживание и сочувствие показывает необходимость  заботливого отношения к птицам.

Эмоциональная поддержка детей в образовательном процессе ДОО является важным направлением педагогической деятельности, той технологией, использование которой позволяет решать проблемы,  связанные с физическим и психическим здоровьем детей, их успешным продвижением в развитии, а также придавать каждому виду деятельности эмоционально насыщенный и увлекательный характер.

 

Наверх