Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Энгельса, 40 г

Телефон

8 (47346) 2-13-74

Эл. почта mdou-anna-7@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида

Адрес: Воронежская область, п.г.т. Анна улица Энгельса 40г
Телефон: 8 (47346) 2-13-74
Эл. почта: mdou-anna-7@yandex.ru

«Хоровод искусств, или когда все искусства вместе».

 

 Подготовила:

Старухина Н.Н., педагог дополнительного

образования по изодеятельности

 

         Почти 30 лет назад коллективом научных сотрудников под руководством профессора  Б.П.Юсова был обоснован экологический подход к обучению и воспитанию детей на основе полихудожественности -  приобщение ребенка к разным видам искусства «музыка, изобразительное искусство, танец, театр, пение, поэзия» с самого раннего возраста.

    В 1987 г. впервые в педагогику ученый Б.П.Юсов  ввел понятие «полихудожественности» в образовании. Сегодня оно уже активно в обиход педагогов и воспитателей.  

           Полихудожественная основа образования и воспитания обусловлена прежде всего тем, что каждый ребенок  с рождения предрасположен к восприятию разных видов искусства - он видит, слышит, чувствует, действует, говорит, мыслит. Эта природная полихудожественность и синкретичность ребенка, его способность воспринимать мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии на основе известных представлений, позволяют предполагать, что он способен и творчески выражать себя в разных видах творческой деятельности.

          Кроме этого, для маленького человека вполне естественно, что во время рисования он активно беседует с другом, двигается и поет, фантазирует и при этом видит и слышит воспитателя.

              По этому включая в работу разные виды худ. деятельности, мы помогаем активировать память, память, волю, внимание, воображение и , тем самым поддерживаем желание ребенка творить. При такой форме обучения особенно важно сотрудничество педагогов и воспитателей в коллективе  ДОО, что позволяет определить общее наиболее важное направление развития ребенка (согласно возрасту); выделить формируемые у него понятия и действия; обозначить единые задачи,  которые последовательно решаются во всех видах творческой деятельности и образовательных областях. Система этой работы выстраивается таким образом, чтобы у детей одновременно были задействованы разные виды мышления ( логическое, художественное, визуальное, слуховое и др.), те должны работать одновременно два полушария головного мозга. Эта уникальная двойственность мышления человека, к сожалению, не всегда учитывается в обучении детей.      Взрослые  озабочены больше развитием интеллектуальной сферы, а активная творческая деятельность, основанная на работе воображения, зачастую недооценивается. Хотя, как доказывают специалисты, формирование в мозге гибких структур происходит именно благодаря живому участию ребенка в процессе рождения искусства – музыки, танца, рисования,  театрального представления и активной  самостоятельной творческой деятельности. Происходит гармонизация эмоциональных отношений и формируется устойчивость психической составляющей к разнообразным явлениям окружающего мира.

          Следует указать ещё на один аспект. Отдельный вид искусства влияет и на чувство ребенка, и на воображение, и на волю, и мысли, независимо от других видов искусств, но значительную роль он оказывает лишь на определенную сферу детских чувств, которая подвластна только ему.

В 2000 г. Юсов создал концепцию образовательной области «Искусство», где разные искусства представлены как модули (чередующиеся блоки) единого художественного пространства, меняющиеся по мере взросления ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте ученый ввел  понятие «хоровод искусств». «Хоровод: искусство и дети. В этом возрасте  важны музыка и движение, субдоминанты: танец, рисование, лепка и театр как общение».

          Изъятие какого – либо искусства из круга жизненных восприятий детей обнаруживает недостаток впечатлений от какой – либо творческой деятельности и отрицательно влияет на формирование художественного вкуса. Такое отношение к процессу освоения искусства и определяется термином «полихудожественное» и именно оно должно стать стержнем в процессе приобщения ребенка к культуре.

         Реализация этого направления на практике в полной мере возможно только при коренном переосмыслении педагогических технологий и пересмотре структуры и организации всего воспитательного процесса. Поскольку ребенку самостоятельно трудно обобщать свои знания и представления, ему на помощь приходят воспитатель, родитель, берущие на себя подготовку ребенка к освоению чего – либо, помогая ему сосредотачивать внимание на нужном объекте.  Следующий важный факт, без которого процесс вхождения ребенка не будет в культуру естественным – нацеленность на заботу о развитии культуры эмоций, умения управлять своими чувствами, понимать и чувствовать другого человека. Согласно концепции Юсова, разные виды художественной деятельности, в которые вовлекается ребенок, направлены на развитие зрения, слуха, движения, осязания и обоняния, так как «искусство и все виды деятельности не дополнительны по своей роли в жизни человека, а симультанны по своему воздействию на человека в целом. Занятиями искусством можно не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, возникающие в ходе познания и других видов деятельности. Искусство способно целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку других видов деятельности».

            Полихудожественный подход рассматривается  как качественно новый уровень работы с детьми, как раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений и перенос, преображение одной художественной формы в другую. Художественную модальность. Например, цвета в звук, звука в пространство и др.

 Юсов Б. П. выделил несколько способов выражения ребенка в творчестве: действиями, через чувства, понятиями (словами), образами и символами. Подчеркнем, что под творческой деятельностью понимается более широкое представление, чем освоение мастерства, видов и навыков работы в каком – либо искусстве. Это прежде всего средство познания мира, область развития эмоционально – чувствительной сферы. Условие развития воображения, фантазии и духовности ребенка; самый высокий способ познания жизни, гармонизация отношений с окружающей природой и предметной -  средой; способ гуманного общения с ребенком и условие воспитания креативности, способности активно проявлять себя в любой области.

           В дошкольном возрасте должен быть сделан акцент на развитие общих представлений детей об окружающем мире, предметах и их месте в пространстве.

            Непосредственное  общение с предметами осуществляется через зрительно – и словесно - игровые формы работы: действия с цветом. Формой, звуками, словом – цветовые, музыкальные, двигательные, интонационные фантазии. Основные виды деятельности : наблюдения, рассматривание, слушание музыки, пение, выполнение творческих работ по впечатлению, словесному фантазированию, проигрыванию сюжетов, перенос впечатлений в игру,  импровизация, общение, изображение. Это называется «Хороводом искусств».

           В процессе работы  желательно придумывать задания и ситуации, которые наталкивают детей на творческий поиск. И это не обязательно рисование, музыка,  танцы, это может быть и активное наблюдение за окружающими объектами (природой, цветами, людьми, животными, небом, облаками, звуками, голосами, шумами  и тд.) все это обогащает представления ребенка об окружающем мире, натолкнуть его на мысль,  сделать свое «открытие» , быстрее приспособиться к пространству взрослых (в доме, в парке, на улице, в саду). По мере взросления детей направления творческой деятельности  могут распределяться следующим образом (в качестве примера приведем виды работ по изобразительному творчеству).

           Полихудожественное воспитание невозможно рассматривать и в не связи с наукой. Любое развивающее образование возможно только в условиях исследовательской деятельности, при решении творческих задач. Это предполагает четыре уровня осмысления и познания: понимание, осознание, присвоение, выражение «осознанного» в своем творчестве.

Отсюда вытекают и задачи полихудожественного воспитания детей:

          -воспитание способности  к эмоционально-чувствительному восприятию и эмоциональной на красоту окружающего мира природы и произведений искусства;

             -развития умения переносить в художественные образы свои впечатления об увиденном  в природе, музее, окружающей жизни;

             -формирование представления о различных видах искусства  (изобразительного,  декоративно  - прикладного, архитектуры, музыки, поэзии, художественной литературы, театра, танца) и их совместном существовании в жизни человека;

          -овладение навыками культурного поведения в концертном зале, музее, умениями поддерживать диалог по поводу искусства сообразно возрастным и психическим особенностям;

          - формирование нравственных чувств и эстетического восприятия: любви к народному искусству, окружающей родной природе, к культуре разных стран и народов.

           Особенность освоения искусства в дошкольном возрасте -  органическое единство образовательного и воспитательного процессов. Овладение навыками и техническими приемами не является самоцелью, а служит лишь средством формирования эстетического отношения к деятельности и ее познанию через разнообразие видов художественно – творческой деятельности.

           Внедрение в обучение и воспитание полихудожественности объясняется и тем, что каждый ребенок,  воспринимает и осознает любое действие по– своему: одни лучше воспринимают на слух, другие в процессе зрительного восприятия, третьим нужно произвести какие – либо дополнительные действия с рассматриваемым предметом. Кроме этого, в силу своих природных и возрастных особенностей, маленький ребенок без особого труда перевоплощается, активно общается и быстро входит в контакт с другими детьми (в игре увлекается придуманным образом, действием). Это нельзя не использовать в творческой работе, под креплении знаний, впечатлений, образных ассоциаций в разных видах художественной деятельности, объединение которых развивает у детей самостоятельность мышления, представление и воображение ( через проигрывание ситуации  словами, действиями, жестами, звуками, движениями, интонацией;  в естественной среде, с игрушками, друзьями; проживание ситуации, ее додумывание;  придумывание дальнейших действий; сочинение историй, сказок, путешествий). Очень важны работы в малых группах ( по три -  пять человек), например по созданию картины, спектакля, книги, игрушки.

           Работа в области освоения разных видов художественной деятельности выстраивается по пяти направлениям развития детей, которые на всех возрастных ступенях различны по степени важности.

Развитие наблюдательности детей, формирование дифференцированного зрения и художественно – образного восприятие природы и искусства. Накопление определенного опыта эмоционально – образного восприятия искусства и окружающей природы.  

           Пространство и среда воспринимаются преимущественно   как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Для детей важны впечатления, чувства, ощущения, образы, цвет, звук, настроение. Объектом наблюдения могут быть растения, листья, плоды, деревья, камни, раковины, животные, птицы, человек; особенности изменения природы в зависимости от климатических условий;  разнообразие взаимоотношений человека и природы; характер взаиморасположения предметов в естественных природных условиях.

          Формирование навыков общения в процессе освоения искусства. У детей постепенно складывается представление о процессе художественного творчества через сотворение среды пространства, формы, цвета с учетом соседством слова, музыки, архитектуры в  истории разных народов, так как каждый народ творил свой образ жизни в соседстве и рядом со всем человечеством. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытие мира в многообразных формах его проявления через различные формы включения детей в процесс сотрудничества с воспитателями, детьми, родителями.

        Обосновывая данное направление работы с детьми, в полнее уместно привести слова американского психолога Р. Арнхейма: « Я полагаю, что детям нужны не новые неоформленные, таинственные, несвязные ощущения, а больше умение откликаться на перцептуальный вызов…  для этого должны быть выполнены по меньшей мере два условия.  Во – первых, используемый в работе материал должен быть внутренне упорядоченным и допускать упорядочение на уровне понимания, доступном ребенку…    Во -  вторых, наблюдаемый детьми порядок должен явно соотноситься с тем, что прямо или косвенно связано с образом их жизни. …Что касается меня, - говорит Арнхейн, - то я … убежден, что одна из основных функций искусства -  познавательная. Все знания, которые мы получаем из окружающей действительности, доходят до нас через органы чувств…, в результате открытия… на свет появляется картина или скульптура. Произведение искусства – это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием и памятью художника».

Наверх